Литиевая смазка: характеристики и применение на автомобиле

Hyundai

Содержание

Применение в автомобиле литиевой смазки. Что, куда, как и почему

Применение в автомобиле литиевой смазки оправдано ее высокими пластичными свойствами. Вообще, задача любого смазочного вещества заключается в снижении уровня трения между деталями. Применяются пластичные смазки в подшипниках, шарнирных соединениях. Это позволяет значительно снизить износ этих деталей. Также, зачастую снижается уровень неприятных звуков, таких как стуки и скрип. Это не в последнюю очередь повышает уровень комфорта.

Основные особенности этих веществ позволяют максимально эффективно эксплуатировать механизмы в самых сложных условиях. Одним из основных показателей является допустимая температура. Самый распространенный вариант (литол) может эксплуатироваться при температурах от -30° до +128°C. Некоторые современные литиевые смазки могут применяться и при более высоких (до 280°C) температурах. Это позволяет широко использовать материал в любых механизмах автомобиля.

Наиболее часто встретить такие смазки можно в подвеске. Шаровая опора подвески не обходится без такой смазки. Обычно применяется смазка с примесями графита. Это позволяет максимально продлить срок службы этого конструктивного узла. При этом, используется способность смазки самостоятельно восстанавливать особую пленку на поверхности шарнира. Также, именно такой смазкой набивают пыльники рулевых наконечников. При креплении любых элементов подвески все резьбовые соединения смазывают «литиевым мылом». Это позволяет предохранить резьбу от ржавчины и разрушения. При следующем ремонте открутить гайку будет значительно легче.

Какие литиевые смазки лучшие? Особенности, преимущества, примеры применения

Современный рынок смазочных материалов — это широкий ассортимент разнообразных средств, однако большая часть автомобилистов чаще всего использует именно литиевые смазки. Связано это с тем, что такие составы отличаются универсальностью и применять их можно в разных сферах.

В чем особенности?

Литиевые комплексные смазки привлекают внимание водостойкостью, механической стабильностью. Благодаря водостойкости смазка не смывается водой, а механическая стабильность сказывается на способности состава долгое время сохранять свою структуру под воздействием механических сил. От количества выделяемого масла зависит сохранение смазкой консистенции при хранении. Литиевые смазки выделяют достаточное количество масла в зоне контакта деталей, но при хранении масла также остается в достаточном количестве.

Особенность этой разновидности еще и в том, подобные средства обладают более высокой температурой каплепадения, то есть их можно эксплуатировать даже при высоких температурах. Этот показатель обеспечивается комплексообразователем, который входит в состав загустителя.

Популярные виды: «Литол-24»

Смазка «Литол» — самая популярная среди отечественных. Она представляет собой мягкую мазь вишневого цвета, которая широко применяется в различных узлах трения автомобилей. Благодаря своим качествам она способна заменить все виды солидола и многие другие смазочные материалы.

Использование этого состава позволяет уменьшить трение и, соответственно, износ деталей, а также увеличить интервалы между заменой смазки. К особенностям этой смазки относятся:

  1. Отличные консервационные свойства.
  2. Стойкость к воздействию влаги.
  3. Возможность эксплуатации в широком диапазоне температур.

Смазка «Литол» может применяться в герметизированных и негерметизированных узлах, таких как шарниры рулевого управления, подвески, карданные шарниры, ступицы передних колес и так далее.

Основные преимущества средства «Литол-24»

Многоцелевая смазка представляет собой нефтяное масло, которое имеет вязкость 60-75 мм 2 /с. В качестве загустителей использовано литиевое мыло, а также антиокислительная и вязкостная присадки. На смазку «Литол» цена одна из самых доступных: небольшой тюбик обойдется в 70 рублей РФ, банка в 0,8 кг – в 143 рубля РФ, а банка 33 кг – 2750 рублей РФ.

К преимуществам данной марки смазки можно отнести:

  1. Отменную смазывающую способность и эластичность при работе в условиях любого температурного режима.
  2. Отличную защиту всех деталей, которые подвергаются смазке, даже если они постоянно трутся.
  3. Прочность удержания на любых смазываемых поверхностях.
  4. Предотвращение развития изношенности деталей.

Немаловажно, что на «Литол» цена отличается доступностью, при этом по качеству смазка ничуть не уступает импортным аналогам. Так что, если вы стеснены в средствах, но покупаете только качественные смазочные материалы, продукция «Литол» подойдет для вас идеально. Применяется она как автомобильная смазка в транспортных средствах любого типа, в том числе и в специальной технике.

Стоит отметить, что чаще всего по мере эксплуатации поверхности трения подшипников подвергаются питтингу. По наличию антипиттинговых свойств лидирует как раз пластичная смазка «Литол».

«Фиол-1» и «Фиол-2»

Эта литиевая смазка применение получила самое широкое. По своему составу она представляет собой смесь нефтяных масел, которые загущаются специальными компонентами. Ее можно использовать при обработке узлов трения, которые смазываются через пресс-масленки или централизованную систему подачи смазки. Также применяется «Фиол» при обработке гибких валов или тросов управления в оболочках, маломощных редукторов и малогабаритных подшипников качения.

Разновидностью смазки этой марки является «Фиол-2», который имеет меньшую вязкость. А «Фиол-3» максимально приближен по своим качествам к «Литолу-24». В составе разновидности «Фиол-2У» содержится около 5% дисульфида молибдена, при этом данная литиевая смазка применение также нашла обширное: прежде всего, она используется для повышения долговечности игольчатых подшипников в карданном вале автомобиля.

Эта смазка предназначена для эксплуатации в обычном температурном режиме. Ее широко применяют для обработки грубых узлов трения в разных машинах и механизмах транспортных средств, а также инструментов, винтовых и цепных передач, тихоходных шестеренчатых редукторов. По своим эксплуатационным свойствам «Солидол Ж» напоминает синтетический солидол, при этом он обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, меньшим уплотнением при хранении и стойкостью к разрушениям.

Литиевые смазки «Солидол» способны эксплуатироваться в температурном режиме от -30 до + 65 градусов. При этом используются они в мощных механизмах, на которые приходится большая нагрузка: подшипниках, шарнирах, блоках. «Солидол Ж» отличается:

  • коллоидной стабильностью;
  • водостойкостью;
  • хорошими защитными свойствами;
  • отличными смазочными свойствами.

Эта смазка на литиевой основе подходит для снижения трения в узлах и механизмах, уменьшения износа и предотвращения появления задир, сваривания и заедания. При применении «Солидола» нужно учитывать, во-первых, его способность распадаться под воздействием высоких температур (выше 80 градусов), поэтому использовать смазку нужно без предварительного расплавления. Кроме того, она способствует консервации запасных частей и поверхностей механизмов, хранение и транспортировка которых выполняется на свежем воздухе.

Смешивать «Солидол» с другими смазками не рекомендуется, поскольку он будет уплотняться и для его удаления потребуется разобрать узлы. Чаще всего используется состав при обработке грубых незащищенных узлов трения при невысоких интервалах температур.

Пластичные смазки этой марки являются популярными среди низкотемпературных составов. Применяется в узлах трения любых видов, которые работают под воздействием небольшой нагрузки, а также в узлах, которые обладают незначительным сдвигом, например, в гибком вале спидометра. К отличительным особенностям смазки относятся:

  1. Пластичность.
  2. Морозойстойкость.
  3. Возможность эксплуатации при температурах от -50 градусов до +120 градусов.
  4. Низкая механическая стабильность.
  5. Незначительный предел прочности.
  6. Полное соответствие ГОСТам.

Эта водостойкая смазка подходит для качественной обработки трущихся частей оборудования, защиты их от коррозии. Своевременная обработка предохранит узлы и детали от износа, а срок их службы станет существенно больше.

Mobil Unirex EP2

В основе этой смазки лежит высококачественное базовое минеральное масло, благодаря которому обеспечиваются отличные эксплуатационные характеристики и длительность службы узлов. Состав широко применяется в узлах, на которые приходится огромная нагрузка, причем как в транспортных средствах, так и в промышленных механизмах. Литиевые смазки этой марки отличаются:

  • анотиокислительными свойствами, которые отвечают за химическую стабильность состава;
  • прекрасной антикоррозионной стойкостью;
  • длительным сроком эксплуатации;
  • широким диапазоном рабочих температур;
  • хорошей адгезией.

Преимущества Mobil Unirex EP2

Во-первых, смазка служит надежной защитой узлов и механизмов, предотвращая их преждевременный износ. Во-вторых, отличается противозадирными свойствами. В-третьих, ее можно использовать для узлов, которые эксплуатируются в низких температурах. Состав не отличается требовательностью к условиям хранения и транспортировки. Согласно исследованиям, смазка абсолютно безопасна для человека, обладает высокой адгезией и плохо смывается водой.

Смазки-аэрозоли

Одна из самых удобных форм, в которых выпускается смазка литиевая, — аэрозоль. Среди популярных марок можно отметить следующие:

  1. WD-40 SPECIALIST. Используется для металлических соединений, защищает их от коррозии и обеспечивает длительность защиты. Можно применять для поверхностей, на которые приходится большая нагрузка. Результаты использования — снижение трения и улучшение плавности движения механизма. Отличается устойчивостью к воздействиям внешних факторов среды, может эксплуатироваться при температуре от -18 до +145 градусов.
  2. Белая литиевая смазка RUNWAY – это термоустойчивый состав, стойкий к вымыванию. Отлично смазывает детали, придавая им водоотталкивающие свойства. Благодаря ингибиторам коррозии в составе средства детали надежно защищены от коррозии. Может использоваться как защита металлических деталей, петель дверей, тросов, подшипников и других движущихся механизмов.

Смазки в виде аэрозолей показывают глубокий проникающий эффект, благодаря чему обеспечивается качественная смазка и долговременная и надежная защита от коррозии.

Shell Gadus S2 V220AD 2

Пластичные смазки этой марки черного цвета используются для обработки подшипников, которые эксплуатируются в условиях высокой сложности. В составе смазки – минеральные масла с высоким индексом вязкости, где в качестве загустителя выступает смешанное литиево-кальциевое мыло. Благодаря различным присадкам – антиокислительным, противоизносным, противозадирным, адгезионным и антикоррозионным – обеспечивается качественная и надежная защита обработанных деталей. Состав может эксплуатироваться при температурах от -10 до +120 градусов.

Эта литиевая смазка для подшипников применяется для обработки деталей, применяемых в сложных условиях, подверженных высоким ударным нагрузкам и воздействию высокой влажности. Смазка отлично подойдет для обработки внедорожной техники, а также опорно-сцепных устройств тягачей.

Графитная или литиевая смазка лучше?

Наряду с литиевыми используется еще одна разновидность многоцелевых смазок — графитовые составы. Они соответствуют всем ГОСТам и способны работать при температуре от -20 до +70 градусов. В основе таких составов лежат цилиндровое минеральное масло и растительные жиры, загущенные графитом и кальциевыми мылами. Графитная смазка привлекает рядом положительных свойств:

  • надежной защитой механизмов от коррозии даже при больших нагрузках;
  • возможностью использования в тяжелых условиях работы;
  • надежной защитой механизмов от воды и пыли;
  • низким коэффициентом трения, что обеспечивается содержанием в составе смазки твердых частиц.

Однако смазки на литиевой основе отличаются более высокой температурой каплепадения, поэтому их эксплуатация возможна и при высоких температурных режимах. За эту способность отвечает второй компонент комплексообразователь. Именно поэтому литиевые составы пользуются бОльшим спросом по сравнению с графитными смазками.

Смазка № 158

Эта смазка имеет синий цвет и используется в подшипниках автотракторного электрооборудования и в игольчатых карданных подшипниках. В таких узлах смазка работает стабильно и долго благодаря присадкам – антиокислительной и противоизносной. Специалисты говорят, что полноценной замены данному составу нет, а ближайшие аналоги – «Литол-24» или «ШРУС-4» – не так долговечны в эксплуатации.

Подведем итоги

Литиевые смазки – одни из самых популярных, что объясняется их улучшенными свойствами. Водостойкость, высокотемпературные показатели, прекрасные механические качества – все это привлекает внимание покупателей к данным составам. Они стоят дороже с точки зрения производственного процесса, зато по сравнению с другими аналогами имеют целый ряд преимуществ. Кроме простой литиевой смазки можно приобрести комплексную, которая отличается лучшей механической стабильностью и высокой водостойкостью. Разнообразие сфер применения служит гарантией того, что узлы и механизмы различных транспортных средств будут качественно и своевременно обработаны.

Kondraty › Блог › Автомобильные смазки. Их сравнение и применение. Универсальная смазка "UNI-M".

Сделаю обзор автомобильных смазок и представлю их вашему вниманию, потому что это вызывает всегда много вопросов.

— Универсальные смазки. Данные смазки сочетают в себе ингредиенты нижеперечисленных смазок и способны решать большой спектр задач.

Из всех универсальных смазок, что я пробовал (WD-40, Liqui Moly, Higear итд), хотел бы выделить универсальную смазку UNI-M. Смазка реально стоит дешевле других (325 рублей), а качество на уровне, даже лучше. Она гибридная и еще содержит в себе твердые вещества, которые хорошо влияют на качество смазки, уменьшают трение. В общем идеальное соотношение цена-качество!

В общем кому интересно, видео ниже, там все подробно рассказывают:

Покупал, кстати, тут:

— Медная смазка. Паста или спрей — все равно.

Она нужна однозначно для узлов с повышенным давлением — резьба болтов, гаек, шпилек, привалочных плоскостей ступиц колес и даже обратной стороны тормозных колодок.

Основные ее преимущества — держит экстремально высокую температуру (до 1000 град.) (нужно в деталях тормозной и выхлопной системы), также работает при больших давлениях (резьба).

— Литиевая смазка, литол. Смазка универсальная, не обладающая специальными супер-способностями. : ) Применяется в слабонагруженных шарнирах и узлах трения. Допускается для смазки электрических контактов, аккумуляторных клемм. Также значительно замедляет коррозию, водостойка. Работает в широком диапазоне температур (-40.+120).

Нужно сказать, что она имеет много разновидностей, схожих по свойствам и составу. Отличаются ценой и особенностью применения. Среди них выделю "пушечное сало" — ингибитор коррозии, ЦИАТИМ-201 — для электромеханики и собственно Литол-24 — простейший универсальный продукт, которым "кормят" обывателей. Солидол с присадками, в общем, но тоже вполне годится.

— Графитная смазка. Или графитовая. Хотя лучше все же графитовая, поскольку она сделана не из графита, а с его добавлением. В литол. Это снижает температурный рабочий диапазон (-20.+60), увеличивает вязкозть и добавляет так называемый "сухой" компонент смазки, который смягчает трение металла по металлу засчет своей взвешенной структуры, образуя тонкую защитную пленку между поверхностями, даже когда "мокрый" компонент уже не справляется или загрязняется. Достигается противозадирный и антифрикционный эффект. Это также повышает "время жизни" смазки.

Ее можно применить в нагруженных узлах трения, в подшипниках качения и прочих трудных ситуациях, но… с поправкой на температуру. Поэтому ее, как правило, применяют для смазки цепей вело- и мототехники, промышленной аппаратуры, работающей в "теплых" условиях.

— Цинковая смазка (типа "Вымпел"). Уже вполне себе "взрослая" смазка, представляющаяся литиевой с добавлением мелко-дисперсного цинкового порошка и прочих "сладостей". По свойствам похожа на графитовую, но работает в более широком диапазоне температур (-40.+120).

Тут уж пожалуйте в нагруженные узлы и подшипники автомобиля русских широт. Подвижные детали подвески — прямое назначение.

— Молибденовая смазка (типа "Шрус"). На самом деле, это так же литиевая с добавкой порошка дисульфида молибдена. Повышены антифрикционные и противозадирные характеристики, увеличена пластичность и "время жизни" смазки.

Для ШРУСОВ, карданных передач и подшипников смазка как нельзя кстати. Молибденовая присадка позволяет переносить более тяжелые нагрузки и продлевает жизнь самым тяжелонагруженным узлам автомобиля.

Я бы для своей машины взял как минимум универсальную смазку (Uni-m), медную смазку для резьбы, цинковую и молибденовую для всего остального.

Более тяжелые нагрузки для молибденовой, менее — для цинковой.

Из наших смазок неплохо "выглядит и пахнет" ООО "ВМП", производящая смазки в тубах (типа тюбика зубной пасты) и ведерках под названием "Римет". Бело-сине-красные этикетки. Эти смазки, по моим ощущениях, сильнее всего похожи на заморские по запаху, консистенции, цвету и прочему. Цена и доступность тоже радует.

Исправления и дополнения.

— Силиконовая смазка. Помогает размягчить и "восстановить" резину, обладает водоотталкивающим эффектом, создает на поверхности тонкий слой мягкого силикона.

В автомобиле применяется для размораживания и профилактики замерзания замков и личинок дверей, для устранения скрипов пластика панели и металла дверных петель, ручек, лязга замков. Также состав хорош для смазывания резиновых уплотнителей машин, в том числе и оконных, для продления их срока службы и частичного восстановления свойств. Также может применяться для смазывания тросов привода капота\багажника и механизмов стеклоподъемника для облегчения их работы. Полезная вещь, как оказалось.

— Универсальные смазки полезны, но не являются панацеей. Сверяйте заявленную производителем рабочую температуру и сферу применения с вашей задачей.

— Про металлоплакирующие смазки типа молибденовых.

У разных составов разных производителей варьируется нижняя температура рабочего диапазона. Это может повлиять на выбор смазки узлов Вашего автомобиля, стоит обратить внимание. Скажем, "Castrol Moly grease" работает от -20 град. Зимой с этой смазкой, как мне кажется, усердствовать не стоит. Хотя, в Европе эту смазку рекомендуют производители электрооборудования для смазки подшипников генераторов, планетарных редукторов стартеров и прочих подвижных частей своих продуктов.

Литиевые смазки: обзор, виды, преимущества, особенности и отзывы

Для стабильной и долговечной работы механических компонентов автомобильной технической начинки используются специальные смазки. В отличие от рабочих масел, такие средства специально ориентируются на обслуживание физических процессов трения, делая их менее опасными с точки зрения износа деталей. При этом литиевые смазки не являются особой и отдельно стоящей группой рабочих жидкостей – их используют в широком спектре направлений. По данным специалистов на литиевые составы приходится порядка 70% автохимии, обеспечивающей функцию механических элементов.

Особенности литиевых смазок

В общем сегменте автомобильных смазок данный состав не имеет особых качеств, которые бы его резко отличали от других марок. Можно сказать, это усредненная смазочная основа, наделенная средними технико-эксплуатационными характеристиками. Впрочем, в сбалансированном наборе физических рабочих свойств во многом и заключается условная обособленность таких смесей. К примеру, смазка на литиевой основе характеризуется способностью выдерживать широкий температурный диапазон от -40 до 120 °C.

К этому стоит добавить и способность замедлять коррозийные процессы в группах металлических компонентов, которые эксплуатируются в водных средах или под воздействием влаги.

Еще одной функциональной способностью литола является возможность его безопасного использования в участках с электрическими контактами, а также с аккумуляторными клеммами. Но это относится не ко всем разновидностям таких смазок. У каждой марки свой технологически выверенный набор технических качеств, которые могут подходить в тех или иных ситуациях.

Применение смазки

Опять же, многое в выборе сфер применения определяется конкретными эксплуатационными свойствами, которые состав раскрывает в процессе работы. Базовые смеси такого типа широко используются для обслуживания подшипников скольжения и качения независимо от механизма.

В эксплуатации индустриального оборудования, тяжелых гусеничных и колесных транспортных средств используется универсальная загущенная литиевая смазка. Применение таких составов выгодно по причине их высокой коллоидной стабильности. То есть в узлах трения, которые функционируют с небольшими усилиями по сдвигу при нормальном уровне нагрузки, такие средства демонстрируют высокую работоспособность без необходимости преждевременной замены.

Распространены и специализированные составы, которые применяют в авиационной технике, на производствах радиотехнического оборудования и электромеханических приборов. В таких сферах должна быть обеспечена электрическая и химическая стабильность, а также защищенность самого средства.

Кроме того, важен и сам принцип обработки. К примеру, в некоторых областях используется литиевая смазка-спрей. Применение техники распыления является единственно возможным способом обработки поверхностей на отдельных технологических участках производственных линий. К слову, процесс обработки может осуществляться и в автоматическом режиме в зависимости от технических возможностей конкретного производства.

Преимущества составов

Для начала стоит отметить, что литолы относятся к синтетическим смесям, что обуславливает их невысокую стоимость. Но в отличие от других нефтяных рабочих жидкостей такие составы вполне могут обходиться типовыми эксплуатационными свойствами. По крайней мере, усредненное качество смазки, не прошедшей улучшенную очистку с добавлением минеральных компонентов, не окажет вреда для механических групп. Вместе с этим пластичные литиевые смазки отличаются высоким индексом вязкости, если сравнивать с более дорогими минеральными маслами. Отмечают пользователи и низкие температурные пределы, в которых происходит застывание смеси.

В ходе эксплуатации проявляются и антикоррозионные качества, что позволяет максимально сохранять рабочий ресурс и технической смеси, и целевого обслуживаемого объекта. Что касается электрохимическим качеств, то модифицированные литиевые смазки вполне могут проявлять и повышенную термостабильность, подкрепленную стойкостью к процессам окисления. Эти качества как раз открывают широкие возможности эксплуатации литола в химической промышленности.

Разновидности составов

На рынке представлен литол в нескольких модификациях. Особенно известна марка «Циатим», представленная в разных вариантах. К примеру, под индексом 201 выпускается морозостойкая смазка, рассчитанная на использование в обработке малонагруженных агрегатах, работающих в условиях скольжения, качения и трения.

Модификация «Циатим 202» предназначена специально для обработки узлов трения, функционирующих с небольшим усилием сдвига при малых нагрузках. Именно этот смазочный материал используется в радиотехническом и электромеханическом оборудовании.

Кроме того, состав может иметь разную форму выпуска. К примеру, упомянутая литиевая смазка-спрей рассчитана на дистанционную и более равномерную обработку поверхности. Но существуют и литиевые пасты, которые применяются в участках, более требовательных к смазочным процедурам.

Отзывы о смазках Hi-Gear

Один из лучших производителей автохимии Hi-Gear разрабатывает и достойные составы литиевых смазок. В частности, пользователи таких смесей отмечают их стойкость перед любыми погодными условиями, длительность защитной функции, предотвращение процессов коррозии и т.д.

Важно отметить, что литиевые смазки этой марки демонстрируют и оптимальное сохранение рабочих свойств в условиях сверхнизкой температуры -45 °С. Еще одним положительным качеством продуктов Hi-Gear является возможность безопасного применения для рабочих узлов с разными материалами. То есть данный состав подойдет и для комбинации металл-резина, и для агрегатов с включением пластиковых деталей.

Отзывы о смазках Molykote

Данный производитель также основал отдельное семейство литиевых смазок. Автомобилисты отмечают особенности применения полиальфаолефиных компонентов, в которых исключено содержание примесей. На практике применение это технологическое решение означает отсутствие негативной функции ненасыщенных углеводородов, стабильное поддержание механической защиты рабочей группы, антикоррозийный эффект, небольшую летучесть и коксуемость. Можно сказать, это сбалансированная смазка литиевая, универсальная функция которой подойдет для широкого спектра сфер применения.

Что касается негативных нюансов, то в жестких условиях воздействия климатических факторов некоторые модификации этой фирмы быстро густеют и утрачивают свои рабочие качества. В качестве выхода из положения специалисты рекомендуют дополнять смазки морозостойкими пластификаторами.

Отзывы о смазках Kerry

Если требуется универсальный состав смазки для промышленного и бытового применения, то можно обратиться к продукции Kerry. О данной линейке немало положительных отзывов от пользователей автомобилей, радиотехнических приборов, производственного оборудования и строительного инструмента. В частности, смазки этого изготовителя оптимально справляются с обслуживанием резьбовых креплений, подшипников, шарнирных элементов, червячных и зубчатых передач, индустриальной техники и т.д.

В бытовом хозяйстве также найдет свое место данная литиевая смазка. Отзывы отмечают, что этим составом можно надолго устранить скрежет и скрип дверных петель, минимизировать риск заклинивания приводного механизма или троса, продлить срок службы замка и уберечь от окисления клеммы аккумуляторов.

Как выбрать оптимальный состав?

Учитывать следует технико-эксплуатационные характеристики, а также способ обработки поверхностей. Важно брать во внимание условия работы механизма и особенности его функционирования. Как минимум, нужно ориентироваться на составы, обеспечивающие высокую способность защиты металлических поверхностей в процессе трения. В качестве дополнения учитываются свойства термической защиты, водостойкость, электротехническая нейтральность и т.д.

К специализированным средствам надо подходить с еще большим вниманием. Например, белая литиевая смазка в виде аэрозоля оптимально себя проявляет как стойкий к вымыванию и физическим нагрузкам состав. Но использовать его в условиях низких температур крайне нежелательно.

Заключение

Литиевая смазка является базовой основой для обеспечения работоспособности многих технических агрегатов и узлов. Производители, в свою очередь, стремятся регулярно расширять спектр возможностей их эксплуатационного действия. Так появляются специализированные литиевые смазки для электротехнического оборудования, гидрологических установок, силовых установок и другой техники. Но качество составов определяется не только возможностями применения в особых средах.

Специалисты рекомендуют учитывать рабочий ресурс смазки как таковой, ее характеристики с точки зрения укладки на поверхность, адгезивные качества и другие физические показатели.

Литиевые смазки. Классификация и применение

Каталог товаров

Основными компонентами пластичных смазок являются базовые масла и загустители. Для улучшения и придания новых эксплуатационных свойств этих материалов (например, антикоррозионных, антиокислительных, противозадирных) в состав могут вводить различные присадки и твердые наполнители.

В большинстве пластичных смазок используются мыльные загустители – соли жирных кислот различных металлов. Чаще всего применяются литиевые, кальциевые, алюминиевые мыла или их комплексы. По загустителю дается название группе пластичных смазок.

1. Литиевые смазки

Пластичные смазки, изготовленные на основе литиевого мыла или их комплексов, относятся к литиевым смазкам.

Зная тип загустителя, можно определить область применения, многие свойства и характеристики материала. От применения того или иного загустителя зависят рабочий диапазон температур механическая стабильность, температура каплепадения, водостойкость.

Впервые пластичная смазка на базе простого литиевого мыла была зафиксирована патентом США № 2274675 3 марта 1942 года. Американский инженер-химик Кларенс Э. Эрл открыл новую эру в индустрии смазочных материалов.

На сегодняшний день более 70 % выпускающихся смазок являются литиевыми. Литиевый загуститель является одним из самых дешевых, но, в то же время, обеспечивает достаточно высокие эксплуатационные свойства пластичным смазкам. Литиевые смазки пользуются высоким спросом во всем мире.

По сравнению с другими щелочными мылами литиевые имеют ряд достоинств. Они имеют лучшую водостойкость, чем у натриевых материалов, большую термостойкость, чем у кальциевых и натриевых смазок, характеризуются отличной механической стабильностью.

Главными преимуществами литиевых смазок являются универсальность применения и многофункциональность.

В настоящее время производители смазочных материалов выпускают широкий ассортимент литиевых пластичных смазок. Такие материалы изготовлены на основе высококачественных минеральных, полусинтетических и синтетических масел, содержат различные присадки и твердосмазочные наполнители. Такой состав позволяет решать подавляющее большинство задач, стоящих перед промышленными предприятиями и сервисными компаниями.

Смазочные материалы с загустителями на основе простых или комплексных литиевых загустителей, обладают свойствами, удовлетворяющими самым взыскательным потребностям, и имеют широкую сферу применения.

2. Минеральные литиевые смазки

Подавляющее большинство пластичных литиевых смазок на базе минеральных масел в зависимости от предъявляемых требований используются в температурном диапазоне от -40 °С до +150 °С.

Минеральные масла в качестве базового компонента таких материалов накладывают некоторые ограничения на их применения. Так, минеральные масла могут вызывать набухание или разрушение некоторых видов пластмасс или эластомеров. Поэтому, перед использованием в узлах с парами трения «металл-пластмасса» или «металл-резина» рекомендуется провести тест на совместимость.

3. Синтетические литиевые смазки

Синтетические пластичные смазки – это материалы, в которых в качестве базовых используются искусственно синтезированные масла.

Большинство синтетических масел, использующихся в настоящее время в качестве базовых, были разработаны в период с 1920 по 1940 гг. Их стоимость даже сейчас остается достаточно высокой, поэтому доля синтетических пластичных смазок на рынке смазочных материалов составляет лишь небольшую часть.

Благодаря более высокой термостойкости, механической и химической стабильности эти материалы эффективно применяются в различных узлах трения, в том числе в парах трения «металл-пластмассы и «металл-эластомеры».

3.1. Силиконовые смазки

Силиконовые — еще один вид синтетических смазок. Эти материалы в качестве базового компонента используют силиконовые масла.

Силиконовые литиевые смазки характеризуются следующими особенностями:

  • широким диапазоном рабочих температур
  • высокой адгезией
  • безопасностью — не оказывают физиологического воздействия на организм человека
  • высокими диэлектрическими свойствами
  • химической инертностью и стойкостью
  • продолжительным сроком эксплуатации
  • отличными водоотталкивающими свойствами
  • низким коэффициентом трения

Из недостатков можно упомянуть тот факт, что силиконовые литиевые смазки обладают невысокой несущей способностью.

3.2. Эфирные смазки

Основное достоинство литиевых смазок, изготовленных на базе синтетических эфирных масел, является их способность работать при высоких скоростях. Фактор скорости Dnтаких материалов достигает значений 1300000 мм⋅об/мин и выше.

Эфирные литиевые смазки характеризуются следующими преимуществами:

  • устойчивостью к смыванию и водостойкостью
  • хорошими антикоррозионными свойствами
  • долгим сроком эксплуатации
  • обладают шумоподавляющим эффектом

3.3. Полиальфаолефиновые смазки

Среди синтетических материалов этой группы наиболее популярными стали полиальфаолефиновые (ПАО) литиевые смазки.

Использование ПАО-масел в качестве базовых обеспечивает литиевым смазкам дополнительные достоинства:

  • высокие антикоррозионные свойства
  • более низкие температуры застывания
  • высокую стойкость к окислению и термостабильность
  • невысокая коксуемость и больший индекс вязкости по сравнению с минеральными маслами.

Принимая во внимание, что полиальфаолефиновые смазки имеют невысокую (среди синтетических материалов) стоимость, эта группа смазок стала одной из самых востребованных в современной промышленности.

4. Комплексные смазки

Комплексные литиевые смазки в качестве загустителей используют дополнительные компоненты – мыла литиевых солей азелаиновой, адипиновой, уксусной и других кислот.

Смазки на комплексном литиевом загустителе характеризуются теми же положительными свойствами, что и простые литиевые, но имеют более высокую границу рабочих температур. Они лучше работают при воздействии воды, характеризуются более высокой механической стабильностью, уменьшенным маслоотделением.

В зависимости от дисперсионной среды диапазон рабочих температур может составлять от -50 до +230 °С.

Эти материалы применяются в оборудовании текстильной, станкостроительной, автомобильной и других отраслей промышленности.

Литиевые смазки EFELE

Компания «Эффективный Элемент» производит широкий ассортимент литиевых смазок различных видов. Они не уступают по качеству импортным аналогам, а по некоторым параметрам превосходят их.

Минеральные литиевые пластичные смазки EFELE представлены следующими материалами: EFELE MG-211, EFELE MG-212, EFELE MG-213 и EFELE MG-214. Они эффективно работают в диапазоне температур от -40 °С до +160 °С. Эти смазки изготовлены на высококачественных минеральных маслах, поэтому их стоимость ниже, чем у аналогичных полусинтетических или синтетических материалов. Несмотря на это, минеральные смазки EFELE обладают высокими рабочими характеристиками.

Среди комплексных литиевых смазок можно отметить EFELE MG-213 с противозадирными EP-присадками. Такой состав позволяет ее использовать в условиях повышенных нагрузок и температур до +160 °С. Она обладает хорошей водостойкостью и практически не смывается. Применяется в узлах трения легковых и грузовых автомобилей, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков и других транспортных средств, а также в высоконагруженных подшипниках общепромышленного, металлургического, деревообрабатывающего оборудования, оборудования по переработке и производству полимеров, подшипниках электродвигателей и вентиляторов и т.д.

Синтетическая полиальфаолефиновая смазка EFELE SG-311 также изготовлена на литиевом загустителе.

Благодаря использованию полиальфаолефинов литиевая смазка EFELE SG-311 получила следующие преимущества:

  • низкую температуру застывания (до -50 °С)
  • способность работать при низких температурах и высоких скоростях
  • высокие антикоррозионные свойства
  • высокие термостабильность и стойкость к окислению
  • малую летучесть и коксуемость по сравнению с минеральными маслами
  • больший индекс вязкости по сравнению с минеральными маслами
  • невысокую стоимость по сравнению с другими синтетическими маслами
  • совместимость с пластмассами и эластомерами.

Она успешно выполняет свои функции в любой климатической зоне и используется для смазывания зубчатых передач в редукторах автомобильных стартеров, подшипников автомобильных генераторов, направляющих, деталей электропривода сидений, люка автомобиля; кнопок и ручек управления автомобиля; реечной передачи рулевого управления; подушек безопасности, защелок, рукояток, шарниров и рычагов дверных ручек, антенн, пластмассовых подвижных соединений автомобилей; шлицевых валов; небольших зубчатых передач, работающих на высоких и умеренных скоростях. Малое изменение вязкости с понижением или повышением температуры позволяют применять EFELE SG-311для обслуживания узлов трения точных механизмов и приборов; офисной техники, в которых имеются пластиковые детали; пар трения пластик-пластик и пластик-металл в электромеханических устройствах.

5. Заключение

Использование простых и комплексных литиевых смазок не ограничивается приведенными примерами. В зависимости от предъявляемых требований они позволяют эффективно решать большинство задач при ремонте и обслуживании транспорта и оборудования в любой климатической зоне и в любой отрасли промышленности.

Hyundai
Aveo chevrolet подвеска передняя

Aveo chevrolet подвеска передняя Шевроле Авео (2011+). ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА Передняя подвеска независимая, рычажно-пружинная типа Макферсон, с телескопическими амортизаторными стойками, витыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами и стабилизатором поперечной устойчивости. Основной элемент передней подвески -телескопическая амортизаторная стойка 6 (рис. 7.1), совмещающая функции телескопического элемента направляющего механизма и демпфирующего элемента вертикальных колебаний …

Hyundai
Ford c-max включить парктроник

Содержание Штатный парктроник Bill 11 Янв 2012 ks222 11 Янв 2012 Bill 12 Янв 2012 Galaxy 98 12 Янв 2012 Egl 14 Янв 2012 Egl 16 Янв 2012 KLMN 17 Янв 2012 Bill 17 Янв 2012 KLMN 17 Янв 2012 avm333 01 Фев 2012 KLMN 01 Фев 2012 avm333 01 …

Hyundai
Ситроен джампер 1.9тд инструкция

Помощник автолюбителю по ремонту и эксплуатации автомобиля FIAT DUCATO /PEUGEOT J5 /CITROEN C25. Инструкция по эксплуатации, техобслуживание. Инструкция Fiat Ducato Инструкция по эксплуатации FIAT DUCATO / PEUGEOT J5 / CITROEN C25 FIAT DUCATO / PEUGEOT J5 / CITROEN C25 1982-1993 гг. выпуска Бензиновые двигатели: 1.8 л./ 51 кВт (69 л.с.) …